Print This Post

    Ирина Белобровцева. Вспоминая Людмилу Глушковскую

    Новые oблака
    1-2/2023 (85-86) 11.09.2023, Таллинн, Эстония

    Выпуск журнала «Вышгород» за 2019 год начинался с прощания. Журнал прожил 25 лет – солидный срок для периодического издания русской диаспоры.
    Существование «Вышгорода» в течение всего этого времени – жизненный подвиг
    бессменного редактора журнала Людмилы Францевны Глушковской и ее мужа Юрия Семеновича Зотова, это отражение их мировоззрения, их убеждений, их нетленных ценностей.
    С самого первого номера он выстраивался, если можно так выразиться, на трех китах – биографиях, трудах, облике троих выдающихся людей ХХ века (называю их в алфавитном порядке): Юрия Михайловича Лотмана, отца Александра Меня и Александра Исаевича Солженицына. Их имена были мерилом нравственности «Вышгорода», но далеко не исчерпывали направления журнала.
    Создаваемый в русской диаспоре Эстонии, журнал был нацелен на интеграцию,
    сотрудничество. «Вышгород», возможно, потому и получил такое название, что был над городом, над границами, поверх барьеров – в нем публиковались писавшие на русском языке независимо от того, в какой стране они проживали, но в нем, в отличных переводах, публиковались и практически все эстонские писатели и критики, всех поколений, от классиков до нынешних молодых.
    Журнал воскрешал для сегодняшнего читателя литераторов русской эмиграции первой волны (Юрия Иваска, Павела Иртеля, Бориса Новосадова и др.) и знакомил с эстонскими писателями-эмигрантами (Айном Калмусом, Карлом Ристикиви, Марие Ундер), поддерживал начинающих (вот и в последнем номере журнала их двое – Илья Прозоров и Линда Тинт), следил за исследованиями русских филологов Эстонии, публиковал мемуары (Георгия Векшина, Леонида Гордеева, Тамары Милютиной), находил рассказы, сказки и повести для детей (Дагмар Нормет, Айно Первик, Пауля-Ээрика Руммо). Почти в каждом номере читателя ждала «антологическая страничка» со стихотворением, которое прошло испытание временем и утвердилось в сознании образованного русского человека.

    Жаль, что всего этого богатства больше не будет. Не будет больше с нами и Людмилы Францевны Глушковской. Остается повторить за Василием Андреевичем Жуковским:

    Не говори с тоской: их нет;
    Но с благодарностию: были.